VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблема агрессивности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011156
Тема: Проблема агрессивности
Содержание
      Введение.
      Каждый возраст имеет свои особенности, трудности и задачи. Не исключение подростковый и ранний юношеский возраст. Именно эти возрастные периоды являются переходными, когда ребенок находится между детством и взрослостью.
      Подростковому возрасту характерны негативность, вызывающее поведение, дисгармноничность личности, но при этом ребенок становится самостоятельным, меняются  взаимоотношения со сверстниками и обществом в целом.  [29].
      В раннем юношеском возрасте продолжаются формироваться новообразования, необходимых для дальнейшего развития целостной личности. Продолжают изменяться взаимоотношения с обществом, формируется собственное мировоззрение. 
      Саморегуляция психической активности представляет собой системно- организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей.
      Благодаря ей человек может реализовываться как действительный субъект своей активности, которая характеризуется целенаправленностью, осознанностью, произвольностью, способностью меняться, приспосабливаться к условиям и преодолевать неблагоприятные условия, преобразовывать их[14].
      Изучением саморегуляции в психологии занимались такие авторы, как, Е. М. Коноз [22],  О. А. Конопкин [14] В.И. Моросанова [23], А.К. Осницкий [22] и другие.  
      Проблема агрессивности является очень актуальной на сегодняшний день. Растет число случаев проявления агрессии и насилия в образовательных учреждениях, интернатах и детских домах. В интернете и средствах массовой информации очень много статей, сюжетов, роликов, показывающих сцены насилия, издевательств, мести и наказания подростками друг друга [17]. 
       А.А. Реан, Я. Л. Коломинский под агрессивностью понимают личностную особенность, которая выражается в готовности к агрессивным действиям в отношении другого. Она включает в себя социально-перцептивный компонент, который заключается в том, что человек воспринимает поведение другого человека как враждебное[32].   
      Изучением  агрессивности занимались авторы А. Басс[42], А. Дарки[42], С.Л. Колосова[13], Я. Л. Коломинский[32], А.А. Реан [32], и другие. 
      Целью является изучение влияния уровня саморегуляции на проявления агрессивности подростков и старшеклассников.
      Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
      1) провести изучение психолого-педагогической литературы по проблеме влияния уровня саморегуляции на проявления агрессивности подростков и старшеклассников;
      2) разработать программу эмпирического изучения влияния уровня саморегуляции на проявления агрессивности подростков и старшеклассников;
      3) сформировать выборку испытуемых из числа старших подростков и экспериментальные группы;
      4) провести эмпирическое исследование влияния уровня саморегуляции на проявления агрессивности подростков и старшеклассников;
      5) провести обработку и анализ полученных данных;
      6) сформулировать выводы о влиянии уровня саморегуляции на проявления агрессивности подростков и старшеклассников, заключение об итогах исследования.
      Объект - старшие подростки и старшеклассники.
      Предмет - саморегуляция поведения, уровень агрессивности, возраст.
      Гипотезой выступает предположение о том, что у старших подростков и старшеклассников с разным уровнем саморегуляции  будут обнаруживаться различия в проявлениях агрессивности.
      
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния уровня саморегуляции на проявления агрессивности подростков и старшеклассников.
      1.1 Психологическая характеристика подросткового и раннего юношеского возрастов.
      В отечественной и зарубежной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте и раннего юношеского возраста были заложены в работах Л.С. Выготского[7], Л. И Божович[3], Д.И. Фельдштейна [34],  К. Левина [17] и другие.
      Ученые считают подростковый возраст кризисным, т.к. ему свойственно бурное протекание, трудности, которые испытывает сам ребенок, а также взрослые окружающие его.
      К. Левин говорил о том, что подросток находится между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток не считает себя ребенком, но при этом не является взрослым. Это промежуточное состояние сопровождается размытость ориентиров, целей. [17]. 
      Д.И. Фельдштейн утверждал, что в этом возрасте поведение становится более осознанным, формируется структура нравственных представлений и социальных установок.  [35].
      Согласно Выготскому, возрастные рамки подросткового периода с 13 по 17 лет. В этот период происходит половое созревание ребенка, начинают развиваться вторичные половые признаки [17]. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Для подростков характерна полярность психики:
      * Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
      * Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
      * Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
      * Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
      * Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
      * Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
      Ведущая деятельность подросткового возраста - это интимно-личностное общение (сверстники выходят на первое место) [17].
      Это общение выполняет ряд важных функций, таких как формирование системы ценностей, формирование навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения. [15].
      Подросток, принадлежа к какой-либо группе, становится более уверенным в себе. Существенное влияние на поведение, поведенческие мотивы оказывает группа, в которой он находится. Часто это влияние является не самым хорошим, в результате чего, подросток старается быть «своим» в группе, что сопровождается формированием вредных привычек: курение, распитие спиртных напитков и т.д. [17].
      В результате того, что сменяется ведущий тип деятельности, учеба переходит на второй план. Происходит смена типа мышления подростка с конкретного на логический, что проявляется в повышении критичности. Подростку все больше необходимы доказательства, аргументы.  
      Кризис подросткового возраста проходит три фазы:
      1) негативную, или предкритическую, наблюдается разрушение существующих стереотипов, привычек, и т.д.
      2) кульминационную точку кризиса 
      3) посткритическую фазу, происходит формирование новых структур, новые способы взаимодействия, отношения и т.д. [17].
      Ученые считают, что подростковый возраст состоит из  2 этапов: младший подростковый возраст и старший. 
      Старший подростковый возраст имеет свои собственные задачи. Данный возраст – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.
      В возрасте 14–17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим подросток испытывает необходимость тесных эмоциональных контактов, а также активной социализации. Круг общения расширяется, появляются новые друзья, единомышленники, которые разделяют его точку зрения. Кроме того, в данный период закладываются нравственные убеждения, ценности, нормы морали.  
      Л.С. Выготский считает, что центральным новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувство взрослости. Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному» [24].
      Конфликт несовпадения внешних условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию и охлаждению отношений [25].
      По мнению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [17].
      В подростковом возрасте меняется не только внутренний мир подростка, но и его внешний вид: изменяется фигура, походка, манеры. Кроме того, это время экспериментов, подросток примеряет новую одежду, прическу  и т.д.
      Трудности в общении с подростком вызываются тем, что он стремится быть самостоятельным, ему не нужна помощь, опека. Но при трудностях ему как никогда необходима помощь, совет взрослого, хоть сам и открыто признаться в этом не может. [24].
      В подростковом возрасте активно развивается рефлексия, в дальнейшем на ее основе формируется самосознание подростка.  Большее значение придается самооценке, поскольку она оказывает влияние на уровень притязаний подростка.  Формирование самооценки происходит в процессе общения подростка.  
      Л. С. Выготский  выделяет несколько направлений развития самосознания: 1) возникновение собственного образа, переходящее  множество ступеней, начиная от самого раннего возраста, с наивного незнания себя до богатого углубленного знания; 2) ребенок начинает познавать себя начиная с внешнего переходя во внутренне, то есть вначале дети изучают свое тело, далее они изучают свои чувства и переживания; 3) интегрирование образа Я, подросток осознает себя как единое целое; 4) подросток начинает разделять свой собственный мир от мира остальных, что проявляется в том, что он начинает ощущать одиноким.  5) подросток начинает судить о себе согласно морально-нравственным критериям; 6) открытие и изучение индивидуальных особенностей и различий между людьми.[27].
      В результате полового созревания, в подростковом возрасте начинает появляться заинтересованность к противоположному полу. А В. Матюхина считает, что в результате этого, больше уделяется внимания к своей внешности. подростковом возрасте возникает интерес к противоположному полу. Зарождаются первые любовно-дружеские отношения, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями[27].
      Д.Б.. Эльконин и И. С. Кон в своей возрастной периодизации предлагают возрастные рамки раннего юношеского возраста с 15 лет до 18 лет.  
      Ранний юношеский возраст характеризуется тем, что завершается половое созревания и первичная социализация, начинается процесс профессионального самоопределения и самостоятельности. На развитие юноши, на протекание все тих процессов влияет огромное количество факторов, социально-экономические, политические, культурные. Кроме того, оказывают большое влияние индивидуально-психологические характеристики. Важнейшими институтами первичной социализации являются семья и школа, оказывающие огромное влияние на развитие и формирование личности.  
      Ранний юношеский возраст как и любой другой период имеет свои новообразования. Происходят изменения когнитивных процессов и интеллектуальных способностей, связанные с обучением, изменения имеют качественный и количественный аспект. Количественный выражается в увеличении скорости и эффективности решения интеллектуальных задач, качественные происходят в работе мышления. Происходит развитие абстрактно-логического мышления, которое проявляется в возможности отвлеченно размышлять, философствовать. Кроме того, происходят изменения и в общей направленности личности, возникает целеполагающий характер в социальной деятельности.  Происходит развитие творческих способностей, которые выражаются в интеллектуальной инициативе, создании чего-то нового. 
      Интеллектуальное развитие, кроме накопления знаний, умений и навыков заключается в формировании индивидуального стиля деятельности. Он включается в себя особенности мышления, пути поиска тих знаний, способы накопления и использования их. На стиль мышления оказывает влияние тип нервной системы, она может быть инертной или подвижной, которая определяет индивидуальный подход в обучении с целью развития самостоятельности и творчества учащихся. Если у юноши будет слабо развита потребность в самостоятельности, это может привести к формированию привычки механического запоминания. В свою очередь она оказывает влияние на то развитие смысловой и образной памяти, в результате происходит недоразвитие эмоциональной сферы. В раннем юношеском возрасте повышается эмоциональная чувствительность, увеличивается разнообразие и продолжительность эмоциональных реакций. Наряду с этими процессами формируется психологическая защита, эмоциональная устойчивость, улучшается саморегуляция и самоконтроль[28].
      В раннем юношеском возрасте происходит изучение своего собственной внутреннего мира. Формирование самосознания происходит в двух направлениях, первое развитие своей личной идентичности, второй формирование собственной индивидуальности. И на этом  заключается формирование ?Я — концепции?.  На основе самооценки юноши формируется важнейший компонент личности- самоуважение, которое заключается в принятии и удовлетворенности собой, в чувстве собственного достоинства. 
      По мнению И.С.Кона, ранняя юность это возраст открытия «Я», которая выражается в повышенном внимании к собственным личностным особенностям. Социальная ситуация развития оказывает влияние на формирование системы ценностей личности это заключается в том, что у юноши существуют необходимые условия для ее формирования-высокий уровень рефлексии, осознание своего жизненного опыта и произвольность поведения, а также именно тогда к личности предъявляются повышенные требования со стороны общества[19].
      По мнению Л. И. Божович, М. И. Лисиной, структура морально-нравственных отношений раннего юношеского возраста включает такие компоненты как: уровень морально-нравственного сознания личности (моральные
      представления, понятия, нравственные ценности и т.д.); формирование морально- нравственных чувств и переживаний, увеличивающих результативный характер отношений; определенную морально-волевую решимость личности, развитие высоконравственных стратегий поведения; освоение должных форм и способов и поведения[31].
      Изменяется и ведущий тип деятельности-учебно-профессиональной обучение, который заключается в том, что происходит самоопределение и овладение профессией[1].
      Психологические исследования показывают, что система ценностей юношей характеризуется динамичностью: освоение новых социальных ролей, стремление к изменениям, стремление к идентичности, самоопределение[4].
      Общение со сверстниками в юношеском возрасте представляет собой особый канал информации, вид межличностных отношений, а также эмоциональный контакт.  В данном возрасте наблюдаются 2 противоположные тенденции в сфере общения и коммуникации в другими людьми: с одной стороны юноша стремится к расширению сферы общения, а с другой стремление индивидуализации и ограничение от социума[1].
      В связи с усложнением жизнедеятельности юноши происходит увеличение количества социальных ролей и интересов. Социальный мотивы, связанные с будущим активно пробуждают учебную деятельность[1].
      Основной социальной задачей данного возраста является выбор профессии, учебного заведения, процесс овладения профессией, а также определение с интересами, предпочтениями в учебе и профессии. 
      Во время профессионального выбора происходит увеличение, накопление, обновление знаний о профессиях, развитие умений, познание новых способов действий, изменение  представлений о трудовой деятельности, формирование новых интересов и мотивов, в результате чего происходит изменение и самой личности в целом. Психологи к важнейшим изменениям относят:
      1) Общие свойства личностной направленности старшеклассника;
      2) Уровень развития механизмов мышления;
      3) Особенности психологической структуры деятельности. 
      Авторитет родителей в юношеском возрасте возрастает, так как в выборе профессии, специальности, роль родительского совета становится важней совета со стороны другой референтной  группы[41].
      Таким образом, подростковый возраст является одной из важнейших ступеней формирования личности. Период, когда подросток уже не маленький, но и не взрослый. Именно в это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Подросток активно ищет свое «Я», пытается понять самого себя и свои возможности. Это время экспериментов с внешностью, поиска новых друзей, изучение своих способностей и применение их в различной деятельности. Ему как никогда необходима помощь и поддержка взрослых и их мудрый совет, поэтому следует быть внимательным и во время замечать трудности подростка.  В период раннего юношеского возраста юноша активно продолжает изучать себя, свой внутренний мир, меняются отношения с взрослыми и сверстниками, появляются новые важные задачи, например как профессиональной самоопределение. Данный возраст является одним из основных этапов социализации и развития личности.
      
      1.2 Психологические особенности саморегуляции поведения подростков.
      По мнению В. Г Крысько, В.Л Марищук, А.К. Осницкий, В.Н Панкратов, саморегуляция представляет собой процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.  [21].
      Регуляция деятельности достаточно подробно была изучена в исследованиях О.А. Конопкина.  В постороении модели саморегуляции он выделяет функциональные звенья данного процесса. 1) субъективная модель значимых для реализации цели условий; 2) принятая субъектом программа преобразований; 3) система критериев успешности действий; 4) информация о ходу преобразований и их результатах; 5) представление о желаемых результатах. Сама модель саморегуляции отражает информационный аспект  процесса, который заключается во взаимосвязи представленных в сознании субъекта образований, ответственных за передачу, прием, изменение информации. Ведущим же мотивом регуляции деятельности является механизм контроля и оценки действий по ходу их выполнения. 
      По мнению, О. А. Конопкина  осознанная саморегуляция представляет собой Осознанная саморегуляция понимается О.А. Конопкиным «системно организованный процесс внутренней активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей»
      Соотношение регуляции деятельности и личностной регуляции представлена в работах К.А. Абульхановой-Славской . Она рассматривает взаимосвязанных 2 уровня: уровень личностной саморегуляции и уровень психической регуляции(регуляция психических процессов, свойств и состояний). На личностном уровне регуляция проявляется в постановке цели и побуждении к деятельности, поддержание необходимого уровня активности[5].
      В. И. Моросановой проблема саморегуляции определяется и рассматривается при изучении самосознания, его регуляторной роли.
       В.И. Моросанова и Е.А. Аронова выделяют три функции самосознания: 1) проявляется в способности личности к самоидентификации, самооценке себя и своего отношения к миру.  в способности личности к самоидентификации, самооценке себя и своего отношения к миру. 2) человек способен быть субъектом осознанного и направленного изменения себя. 3) благодаря самосознанию, регуляция поведения и деятельности становится направленной и осмысленной. 
      Согласно В.И. Моросановой, О.А Конопкина, А.К. Осницкого, саморегуляция представляет собой процессы инициации и постановки целей, а также контроль за их достижением. Именно для подростка формирование саморегуляции имеет огромное значение, так как данный возрастной период сопровождается активным вхождением подростка в социум[34]. 
      Особенно трудной является личностная саморегуляция, которая отчетливо проявляется во время взросления. Поскольку именно в это время появляется рост потребностей в самоутверждении, самореализации, но при этом подросток может испытывать беспомощность, одиночество, максимализм [40].
      Одним из новообразования подросткового возраста является развитие саморегуляции. В данный период характерно активное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку, поэтому необходимо развивать те качества, которые помогут сформировать навык самостоятельности, способности  принимать решения, нести ответственность и планировать свое будущее [22].
      Саморегуляция поведения личности является интегративной структурой, которая включает в себя интеллектуальные, когнитивные, волевые, эмоциональные, нравственные, мотивационные сферы. 
      У старших подростков происходит существенное развитие сферы саморегуляции,  это обусловлено тем, что самопознание становиться более сложным и углубленным, кроме того, происходит перестройка структуры волевой активности и усилением внутренней стимуляции. 
      Саморегуляция является внутренней психической активность, в которой используются психологические средства, которые осуществляют процессы планирования и моделирования, программировани, оценки и коррекции результатов. От того как сформированы регуляторные свойства личности зависит умение планировать свое поведение, осознавать возможные преграды,  программировать действия в зависимости от них, объективно оценивать результаты деятельности[10].
      Регуляция состоит из:
      1) ценностно-смысловой сферы (потребности, мотивы, цели);
      2) активность, обеспечивающая освоение новых форм поведения, с помощью которых человек способен правильно реагироваать на ситуацию и адаптироваться к ней;
      3) рефлексия, отвечающая за контроль и коррекцию активности [30].
      Все представленные компоненты составляют единую систему. В ней происходит ряд психических образований, взаимодействующих с процессами сознания, согласно этому предполагается уровень развития интеллекта, становления мотивационных, волевых и эмоциональных компонентов личности. Устанавливаются взаимосвязи с самосознанием, развиваются качества независимости, ответственности, смелости, решительности, оцениваются собственные возможности. Соответственно процессы овладения и становления саморегуляции поведения личности предоставляет возможность самостоятельно принимать решения, устанавливать общественно-значимые ценности, выбирать пути самоутверждения, ставить перед собой цели и средства их достижения. Одним из серьезных детерминант поведенческой девиации подростков является недостаточный уровень саморегуляции психологических механизмов поведения. А это в свою очередь наблюдается следующими проявлениями: отсутствием положительных, нравственных положений; низкой самооценкой; недостаточной самоуважением; неосведомленностью и пренебрежение к моральным нормам и права в обществе; неэтичным поведением; заниженной самооценкой моральных качеств и качеств окружающих [22].
      Произвольная саморегуляция поведения всегда индивидуально и личностно окрашена. В исследованиях О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, Е.А. Ароновой выделены основные процессы произвольной саморегуляции, а также личностные качества, непосредственно с ними связанные. Это: процессы планирования (Пл); моделирования (М); программирования (Пр); оценки результатов (Ор) и гибкость (Г), самостоятельность (С) как регуляторно-личностные свойства. Процесс формирования стилевых особенностей саморегуляции в подростковом возрасте относится не только к основным феноменологическим аспектам психологии развития. Становление механизмов произвольной саморегуляции происходит в процессе субъектной активности, основной формой которой в этот период персоногенеза является учебная деятельность [9].
      В 13-14 лет подростков очень интересует, как владеть своим поведением, и особенно проявляется недостаточность силы воли. Объясняя причины «слабости воли» подростков, Л.С. Выготский говорил, что для подростка характерна не слабость воли, а слабость цели». Другими словами, подростков имеет ресурсы, которые обеспечивают овладение поведением, но при этом они не имеют значимой цели, ради которой необходимо стараться. [15].
      Развитие у старших подростков механизмов произвольной саморегуляции, то есть способности к личностной рефлексии и целеполаганию, помогает познавать лучше себя, способствует открытому взаимодействию с миром[15].
      Ранний юношеский возраст помогает психологически подготовиться к вступлению ко взрослой жизни, способствует личностному и профессиональному  самоопределению. У старшеклассников складываются представления о мире, он начинает изучать  самого себя, свой внутренний мир, формируются планы на будущее, обдумывается стратегия, возможности, условия реализации планов.  Все это является свидетельством того, что саморегуляция  необходимый процесс организации психической активности  по инициации, построению, поддержанию и управлению  разными видами и формами произвольной активности, для достижения целей, поставленных человеком.  
      Период юношества сензитивен для овладения психической саморегуляцией. В данный период под влиянием психолого-педагогического статуса, половых, индивидуально-личностных особенностей возникают и закрепляются определенные способы психической саморегуляции[36].
      Основная задача возраста, в плане личностного и профессионального самоопределения, стать более свободным от императивности как внешних воздействий, так и собственных непосредственных побуждений, и действовать в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми решениями.
      Юноши из человека, подчиняющегося обстоятельствам, старшеклассники постепенно превращаются в руководителя обстоятельств, т.е. они сами становятся субъектами взаимодействия, которые способены самостоятельно создавать необходимую среду и использовать ее для достижения целей.  Из человека, подчиненного обстоятельствам, старшеклассники постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, субъекта взаимодействия, который часто сам создает среду и активно ее преобразует. 
      По мнению, В. М. Булгакова, чтобы помочь юношам в личностном и профессиональном самоопределении , учебно-воспитательный процесс старшеклассников  должен ориентироваться на развитие и формирование системы осознанной личностной саморегуляции. Кроме того, необходимо формировать самостоятельность , рефлексию, ответственность, инициативность, планирование, контроль своей деятельности[5].
      Саморегуляция целенаправленной активности личности-выступает как наиболее общая функция целостной функции. В процессе саморегуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделенных уровней, процессов. Саморегуляция выступает одним из важнейших факторов формирования самостоятельной,  активной личности, становящихся, субъектами деятельности[5].
      Таким образом, саморегуляция необходимая часть личности человека, его самосознания. Она включает в себя ценностно-смысловую сферу, активность самого человека, а также рефлексию и все эти компоненты образуют единое целое. Саморегуляция служит для развития интеллекта, воли, эмоциональной сферы, необходимых для регулирования деятельности и поведения подростка, достижения целей, продуктивного решения задач, и взаимодействия человека с обществом в любом возрасте .
      1.3 Психологические особенности агрессивности подростков.
      Изучением  агрессивности занимались авторы А. Басс[42], А. Дарки[42], С.Л. Колосова[13], Я. Л. Коломинский[32], А.А. Реан [32], и другие. 
      В науке различают понятия «агрессия» и «агрессивность». «Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, а агрессивность – это личностная особенность, выражающееся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого». По мнению Л.Берковица «агрессивность есть предрасположенность к агрессивному поведению». В свою очередь агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния [42] .
      Понимание определения агрессии рассматривается в каждом подходе по-разному.  В нормативном подходе, рассмотрение агрессии осуществляется через противоправность действий и нарушение общепринятых норм. Агрессивным поведением может считаться при наличии 2 условий: если имеются губительные последствия для жертвы, и если нарушены нормы поведения. В глубинно-психологическом подходе отмечается, что агрессия имеет инстинктивную природу, и любой человек рождается с данной чертой поведения. Целевой подход рассматривает агрессию как инструмент самоутверждения, эволюции, адаптации и борьбы. Многоаспектный подход объединяет все факторы влияющие на агрессию [20].
      При определении, что такое агрессия, ученые делают выводы на основе наглядных явлений, таких как поведение.  Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы», а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [6].
      При разнообразии определений понятия «агрессия», всех их объединяет идея причинения вреда другому субъекту. Так Бэрон Р. подчеркивает, что именно те действия которые наносят вред могут рассматриваться как агрессивные. 
      Р. Бэрон и Д. Ричардс считают, что агрессия- это поведение направленное на причинение вреда или ущерба, при этом жертва должна иметь мотивацию избегать данное отношения к себе. [20].
      Имеющиеся в науке определения агрессии можно разделить на:
      1) подчеркивающие поведенческий аспект, то есть агрессия является деструктивным поведением, которое наносит вред объекту нападения.
      2) подчеркивающее намерение, то есть агрессия является мотивированное действие, целью которого нанести врет объекту нападения.
      По мнению Н.Д. Левитова агрессия содержит такие компоненты, как познавательный, заключающийся в осознании ситуации представляющей опасность, эмоциональный, сопровождающийся негативными чувствами, волевой, заключается в целенаправленности, настойчивости нанести вред обидчику. [20].
      Т.Г. Румянцева подчёркивает, что важно различать агрессию как особенную форму поведения, и агрессивность как психическое свойство личности, которое проявляется в стабильной готовности совершить агрессивные действия. Разные люди имеют различные уровни агрессивности. Как указывает А.А. Налчаджян, агрессивность является результатом генерализации агрессивных действий, и может быть и приобретённой (посредством поощрения агрессивных действий), и прирождённой, где наследуется общая агрессивная тенденция, которая проявляется и связывается с объектом при его фрустрировании. Реагируя агрессивно на первые фрустрации, ещё будучи детьми некоторые приобретают такую агрессивную установку, которая превращается в предпочтительную форму самозащиты развивающейся личности. Затем недоверие, страх и агрессия обобщаются и распространяются на всех взрослых людей, которые воспринимаются как угнетатели и враги [20].
      К факторам обуславливающих агрессивное поведение подростов можно отнести:: 
      1)  биологический фактор предрасположенности к агрессивному поведению;
      2)личностный фактор выражается в индивидуально-типологический характеристиках;
      3) социальный фактор. К ним относятся семья, близкое окружение, значимые люди и т.д. [6]
      В подростковом возрасте происходит биологическая перестройка организма, меняется социальная ситуация, появляется чувство взрослости, подросток стремиться к самоутверждению и самовыражению, а также меняется ведущий тип деятельности, учебный сменяется на интимно-личностное общение со сверстниками. 
      Поэтому агрессивные действия могут проявляться как: 
      1) средства достижения цели;
      2) способа психологической разрядки; 
      3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [29]. 
      В желании подростка быть взрослым, не считая уже себя ребенком заключается «чувство «взрослости». Он стремиться быть самостоятельным, принимать решения, действовать как он хочет, но при том на самом деле он еще не готов, и общество не позволяет ему того делать. В результате чего могут возникать различные конфликты.  
      Индивидуальные особенности играют огромную роль на формирование агрессивности у подростка. Особенно это влияние проявляется в эмоциональной сфере. Эмоции аффективны и трудно управляемы, в результате чего недостаточный уровень самоконтроля и произвольной регуляции вызывают агрессивность. [35].
      Социальная ситуация развития влияет на формирование у подростка социальных установок, нравственных представлений, направленности. В неблагоприятных условия процесс взросления может быть искажены, в результате чего это может привести к асоциальному, деструктивному, дезадаптивному и агрессивному поведению. 
      Кроме того, одним из немаловажных факторов влияющих на формирование подростка является материальное положение семьи. Подростку важно быть как все, «не отбиться от коллектива», что актуализирует потребность в безопасности, порождает агрессию по отношению к родителям и окружению. [21]. К тому же агрессивность подростка во многом определяется его социальным окружением: друзьями, учителями, СМИ, Интернетом[17].
      Проявления агрессивного поведения в раннем юношеском возрасте можно объяснить информационной насыщенностью и ускорением темпа жизни общества. В итоге у юношей возникают внутренние конфликты, так как он не может одновременно соответствовать ожиданиям и требованиям родителей, учителей, сверстников. Это все влечет за собой напряжение, беспокойство, что приводит к проявлениям агрессии[33].
      Ранний юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется более устойчивым в эмоциональном и интеллектуальном развитии период. 
      На этом периоде происходит формирование самосознания и самокритичности.  В результате чего, юноша начинает замечать противоречия в собственном представлении о себе. Это является одной из причин агрессивного поведения. 
      Юноши имеют потребность в актуализации себя как личности, в индивидуализации, в поиске близких друзей, в выборе жизненного пути. И когда юноша не может реализовать свою потребность, это может выражаться в агрессивном поведнии, а также в девиантом поведении, так как возможностей не хватает, а потребностей много. 
      Еще одной причиной агрессивного поведения является кризис юношеского возраста. Он проявляется в том, что юноше тяжело воспринимать изменения его жизни. Он может испытывать страх, неуверенность, беспокойство перед будущим. Юноше тяжело расставаться со своими идеальными представлениями, так как он начинает встречаться с реальностью, которая возможно не соответствует его представлениями. В результате всех переживаний может и возникать агрессивное поведение, показывая то, что юноше трудно, и ему необходима помощь и поддержка со стороны близких людей.  . 
      Кроме того, на приобретение и закрепление агрессивн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44